четверг, 21 февраля 2013 г.

Буквы Е/И в падежных окончаниях имен существительных


Орфограмма «Буквы Е/И в падежных окончаниях

                                               имен существительных»
         Написание окончаний имен существительных в большинстве случаев зависит от того, к какому склонению относятся существительное.
             *Вспомните, какие существительные относятся к I, II, III склонению.

Окончания Е и И у имен существительных в единственном числе

Падеж
Склонение
I склонение
II склонение
III склонение
И.п.
река, земля
стол_,конь_, соловей_,
окно, ружье
степь_
Р.п.
реки, земли

степи
Д.п.
реке, земле

степи
П.п.
(в) реке,
(в) земле
(в) столе, (на) коне, (о) соловье, (в) небе, (о) ружье
(в) степи

Упражнение 1.
Спишите, вставляя пропущенные окончания.
         Около деревн_, на границ_, при встреч_, у поверхност_, в очеред_, в инее,, к батарее,, из затее_, на площад_, при помощ_, в коле_, на юбилее_, на ше_, на печк_, на побережь_.

Упражнение 2.
Определите склонение данных имен существительных, поставьте их в форму предложного падежа единственного числа.
         Июнь, корень, ночь, зелень, якорь, клей, чай, прибой, идея, чешуя, взморье, ущелье, дрожь, брошь, подземелье, зритель, медаль, покой, ладонь, трамвай, площадка, площадь, кроватка, кровать.

Упражнение 3.
Составь словосочетания, употребив оба существительных в предложном падеже.
         Поездка, автобус; встреча, теплоход; кресло, терраса; домик опушка; юбилей, театр; сквер, скамейка; окошко.









Буквы Е-И в безударных падежных окончаниях имен существительных

Падеж
Склонение
I склонение
II склонение
III склонение
И.п.
м.р. – а
ж.р. – я

на
-ия
м.р. - _
ср.р. – -о,
на
-ий, -ие
ж.р. - _
Р.п.
ы/и

И
-

И

И
Д.п.
Е
-
П.п.
Е


         Чтобы определить, какой буквой (е или и) обозначается звук в безударном падежном окончании существительного, нужно вместо существительного с безударным окончанием подставить существительное того же склонения с ударным падежным окончанием.
       !!! Необходимо помнить, что имена собственные типа Марья и Мария, Наталья и Наталия, Софья и София в дательном и предложном падежах имеют разные окончания: Марья (I скл.) – к Марье, о Марье;
                                               Мария (сущ. на –ия) – К Марии, о Марии.

Алгоритм выбора Е/И в падежных окончаниях

1. Выясни, есть ли перед безударным падежным окончанием существительного бука                    И  

                нет                                                                          да, есть


2.      Определи склонение данного                        Вывод: пиши в окончании и:
существительного и  падеж.                                   в коллекции  
                


3.   Вместо данного поставь существительное того же склонения с ударным падежным окончанием.
Сделай вывод: на окне – на небе







Упражнение 1.
Используя ход рассуждения алгоритма, определите, какую букву надо писать в окончаниях данных существительных.
         На демонстраци_, в ча_, в прибор_, о Каспи_, в планетарии_, о случа_, в лице_, в гимназии_, в заявлении_, о свидании_, по Беларус_, по Польш_, по Венгри_, в редакции_, в затее_, на роял_, из ткан_, о музык_, на поко_, в пустын_.

Упражнение 2.
Прочитайте пары слов. К каким типам склонения они относятся? Запишите данные существительные в форме предложного падежа.
         лотерея – фамилия
         аллея – лилия
         клей – гений
         край – комментарий
         сиянье – сияние
         веселье – веселие
         ученье – учение


Упражнение 3.
Вставьте пропущенные буквы.
          Спит з_мля в сиянь_ голубом. В ущель_ том б_жал поток. Как много, представьте себе, д_броты в молчань_.  Но не построит_ся и не устроит_ся счастье твое на несчасть_ чужом. Несколько мгновений прошло в молчании_. В сравнении_ с ним его товарищ к_зался стариком. Но кто идет по алле_ - две тени.  И жизнь его потонет в забвень_ без сл_да, как звук пустой. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии_.

Упражнение 4.
Запишите данные существительные в форме дательного и предложного падежа.
         Софья, София, Соня, Сонечка; Марья, Мария, Маша; Наталья, Наталия, Наташа; Юрий, Юра; Григорий, Гриша; Анатолий, Толя; Любовь, Люба, любовь.

Упражнение 5.
Озаглавьте текст, разделите на абзацы. Решите орфографические задачи.
         «Прапрабабушка» зубной щ_тк_ была извес_на в Древнем (Р, р)име еще в IV век_ до нашей эры. В те же вр_м_на в (З,з)аквказь_ и (С,с)редней (А,а)зи_ зубы и десны чистили к_журой от пл_дов граната и грецкого ореха. Ж_тели (С,с)ибир_ и (У,у)рала для чистк_ зубов пользовались мастикой, которую в_рили из с_сновой  см_лы. А вот во (В,в)ьетнам_ в д_лекие вр_м_на р_шали эту проблему иначе. Там п_крывали зубы ч_рным лаком. На (Р,р)уси в годы царствования (И,и)ванв (Г,г)розного бояре после трапезы пускали в хо_    палоч_ку с пуч_ком щ_тины на конце. Зубная щ_тка той конструкции_ , к которой мы пр_выкли, появилась в 18 век_ в (Г,г)ермани_.

Упражнение 6.
Спишите русские пословицы, вставляя пропущенные буквы и запятые.
         1. При солнышк_ т_пло а при матер_ д_бро. 2.  Своя з_мля и горст_ мила. 3. Делу – время а потех_  -  час. 4. Хочеш_ доброго имен_  -  думай о доброй жизн_. 5. Потерянного времен_  не воротиш_. 6. Все познает_ся в сравнении_.  7. Р_ка узнает_ся  в плавании_   человек – в бесед_. 8. Смелое сер_це не уныва_т в п_чал_.

Комментариев нет:

Отправить комментарий